Как называются короткие ролики в Инстаграм

Цирк уехал, клоуны остались

В последнее время сложилось ощущение, что клоуны способны только пугать и убивать, и больше актуальны скорее в Хеллоуин. Но именно клоунада, щедро приправленная фарсом, стала одной из характерных черт юмористических передач прошлого. И такие программы, как «Маски шоу» и «Каламбур» являются самыми яркими проектами организованные представителями этого ремесла. А просмотр старых выпусков до сих пор способен выбить ностальгическую слезу даже у тех, кто не плакал при просмотре «Хатико». И тут ничего не поделать, так уж мы устроены. Сколько бы умных книжек мы не прочли, а всё равно не упустим возможности посмеяться над неловко упавшим человеком.

Смешнее всего, на мой взгляд, когда у человека на сцене падают штаны. Перебить это невозможно ничем, никакой репризой, никаким словесным пассажем. Олег Филимонов «Одесские джентльмены»

Эти два проекта словно являлись сторонами одной медали. Хоть артисты несколько лет проработали бок о бок, и даже вместе снимались в ранних выпусках «Масок», творческие пути двух коллективов довольно сильно разошлись. Первые устраивали клоунаду в узнаваемых по реальной жизни или фильмам местах: поезд, тюрьма, необитаемый остров, партизанский отряд. Не жалели они и врачей, милиционеров, военных, за что постоянно нарывались на обвинения в опорочивании их чести.

​Логотип «Маски шоу»

Эстетика немого кино вкупе с карикатурным изображением хорошо всем знакомых персонажей и ситуаций, чуть-чуть пошлости, и всё перемешать с незамысловатой, но заедающей музыкой на фоне и смешной ускоренной озвучкой – вот таким был рецепт успеха «Маски шоу». Также, зрителей подкупала масштабность происходящего, замысловатые декорации и натурные съемки на природе. Для обычных людей это была не только возможность посмеяться, но и своеобразным маленьким путешествием. К тому же, сам формат юмористического телесериала был новым для неизбалованной нашей публики. А в 1997 г. комики умудрились перейти ещё и в мультпространство, в виде сериала «Маски. Мультсериал для взрослых».

Вторые же предпочли оригинальный концепт видеокомикса, опираясь на пародии на популярные культурные явления своего времени. Выстебывание стереотипов и клише, яркие, незамысловатые и так всем хорошо знакомые образы, и даже общая дешевизна декораций и грима здесь работали только в плюс. Дёшево, сердито и смешно. Сами актёры говорили, что секрет успеха был как раз в этой простоте и искренности, с которой делалась передача, что находила отклик у зрителей. И действительно, глядя на то, с каким упоением Баба била сковородкой по голове Мужика, редко кто оставался равнодушным. А ведь Татьяна Иванова била по настоящему, и даже поролоновая подкладка не спасала от шишек.

​Рубрика «Деревня Дураков»

И каждый раз, садясь перед экраном, все переживали за судьбу экипажа и пассажиров самолёта «Бойлер – 747», и гадали, что приключится с немецкой вундервафлёй в этот раз. А образы простого деревенского Мужика и его верного друга Моряка давно ушли в народ. Про эту парочку, кстати, можно найти короткие анимационки, сделанные Сергеем Гладковым, сценаристом и актёром передачи.

Рубрика ​«Бар «Каламбур»»

Обе передачи не выдержали турбулентность 2000-х годов. В новых реалиях старые герои казались уже не такими смешными. Нельзя сказать, что оба проекта не пытались измениться. «Маски-шоу» пытались поменять формат и запустить шоу с молодыми артистами и старичками на фоне. «Каламбур» пробовал внедрить новые рубрики, которые хоть и не были успешными, зато позволяли отрекламировать спонсорскую продукцию.

​«Маски» без грима

К тому же, теперь на телевидение начали рулить передачи другого типа. Люди теперь хотели больше ток-шоу, интриг, скандалов и расследований. Они смеялись, но уже не над шутками, а над ругающимися друг с другом людьми.

И если актёры «Каламбура» предпочли разойтись по другим проектам и попробовать себя в чём-то новом, то вот «Маски» сохранились как единый коллектив, переместившись на театральный помост. Тем не менее, заявление о желании вернуться к передаче и выпущенный в 2017 г. в Steam VR-сериал, состоящий из восьми эпизодов, ещё раз показал, как сложно отпустить то, чему ты посвятил большую часть своей жизни.

Видео

Убив дракона, ты сам становишься драконом

Регина Дубовицкая и Евгений Петросян. Эти два корифея жанра уже давно стали именем нарицательным и ассоциируются строго с низкокачественным и примитивным юмором. В массовом сознании понятия «Аншлаг» и «петросянщина» давно стали синонимом чего-то несмешного. Но при всем этом, оба себя достаточно неплохо чувствуют на государственном телевидении.

Причём многочисленные проекты этих двух гуру жанра успешно пережили смутные времена 2000-х, и полностью захватили опустевшую в ту пору нишу на главных каналах страны. Объяснить их телевизионное долголетие можно было бы административным ресурсом и личными связями, но это было бы слишком просто, да и скучно.

​Регина Дубовицкая и артисты «Аншлага»

Важно понимать, что своё место на юмористическом Олимпе они не заняли просто так, и свой вклад в развитие юмора и комедии они всё-таки внесли. Так, в своё время Дубовицкая выступила чуть ли не спасителем разговорного искусства, объединив под своим крылом, как мастодонтов жанра, так и талантливую поросль. А «Кривое зеркало», наряду с «Аншлагом», превратилось в своеобразную «фабрику звёзд», через которую прошли множество талантливых артистов. Потому и неудивительно, что даже бывшие актёры коллектива, даже те, что уходили со скандалом, не оставляют проект наедине с критикой.

В первых выпусках «Аншлага» молодой Геннадий Хазанов выступал в качестве аналитика 

Однако то, что было дальше можно обозначить только одним словом — стагнация. Артисты не развивались творчески, а большинство выпусков были нарезками с концертов разных лет.

Сама Дубовицкая как-то сравнивала свою передачу с рыбалкой, где важен не улов, а процесс. И, к сожалению, та замкнутость и консервативность и даёт нам современный продукт от этих юмористов. Действительно, зачем пересаживаться с «Москвича» на «Мерседес», если он и так неплохо едет.

Заставка ​«Петросян-шоу»

И здесь важно понимать вот что. Да, низкое качество юмора, желание зарабатывать больше на своих подопечных, скандалы с выплатой гонораров артистам – всё это никак ни красит ни Регину Игоревьну, ни Евгения Вагановича. Но простым зрителям плевать на внутренние сложности коллектива. Они хотят одного – чтобы их смешили. И то, что передачи Петросяна и Дубовицкой до сих пор держаться в сетке второго канала, говорит о том, что есть ещё достаточно людей, для которых качество предоставляемой им продукции более чем удовлетворительное. Именно поэтому, на каждую закрытую «Смехопанораму» будет приходиться новое «Петросян-шоу».

Если сейчас устроить марафон просмотра этих передач, то высока вероятность, что чувство ностальгии быстро смениться на «испанский стыд». То, что было смешно, новаторски и актуально в те далёкие времена, сейчас кажется устаревшим, банальным, примитивным и (о, ужас) не смешным. Но все они были продуктами своего времени и свежей струей разбавившими доселе строгое наследие советских времён.

Время не стоит на месте, всё течёт и изменяется. И юмор не исключение. И не будет чем-то удивительным, если в скором времени на смену тому же Comedy Club придёт что-то новое. Ведь человеку всегда нужно над чем-то смеяться. Или над кем-то.

Теги